Би́знес для би́знеса («B2B») (business-to-business, сокращённо произносится — «би ту би») — это термин, который определяет взаимодействие любых юридических лиц друг с другом с целью извлечения прибыли.
В основе деловых отношений между организациями лежат B2B-продажи, которые принципиально отличаются от розничных по двум критериям:
- приобретенная продукция используется как материал или оборудование для производства новых товаров или предложения новых услуг (например, покупка стаканчиков для производства мороженого);
- продукция приобретается с целью перепродажи более маленькими партиями (например дистрибьюторы закупают продукцию у производителей с целью дальнейшего распространения)
B2B-платформа
Классическим способом взаимодействия покупателя и продавца считается оффлайновая торговля. Хотя в связи с непредсказуемыми изменениями, которые произошли в мире в 2020 году, многие стали создавать свои или пользоваться готовыми B2B-платформами.
B2B платформа — это более сложная версия интернет-магазина, которая предназначена для оптовых продаж. Здесь каждый оптовик имеет личный кабинет, в котором видит свои цены и остатки по товарам, делает заказы без участия менеджера, контролирует свой график платежей, дебиторскую задолженность и т. д.
Компаниям-поставщикам такая платформа позволяет значительно сократить издержки и увеличить пропускную способность за счет отказа от заказов по телефону или почте и перевода покупателей на самообслуживание.
Типы B2B платформ
Условно все B2B платформы можно поделить на 2 типа:
- Маркетплейс — это онлайн-витрина, созданная сторонним разработчиком, где представлены товары от разных продавцов. Маркетплейс является посредником между покупателем и поставщиком. Он может предоставлять только место для размещения товаров на сайте или же брать на себя общение с покупателями и даже доставку. Известным примером B2B-маркетплейса является площадка Alibaba.com
- Собственная B2B площадка — торговый портал, который управляется и развивается за счет ресурсов поставщика.
О плюсах и минусах каждого типа мы поговорим в отдельном материале.
Одна из самых известных B2B платформ: маркетплейс Alibaba.com
Способы создания B2B-платформы
Из типов B2B-платформ вытекают и основные способы их создания:
- Индивидуальная разработка, когда функционал платформы создается под задачи поставщика и его покупателей.
- Использование готовой платформы, когда поставщик размещает свою продукцию на маркетплейсе.
- Запуск из коробки, когда покупается готовая B2B-платформа и настраивается под задачи поставщика.
- Аренда — способ, когда поставщик может арендовать готовый функционал B2B платформы для своего проекта.
Безусловно, каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, а также сценарии развития. Об этом мы поговорим в одном из следующих материалов.
Пример индивидуально разработанной B2B платформы для продажи электротехнической продукции: pro.ekt.kz
Заключение
B2B-платформа нужна, если менеджеры отдела продаж в компании тратят на обработку заявок значительную часть рабочего времени, и клиентам приходится ждать своей очереди, чтобы оформить заказ. Онлайн-система в этом случае позволяет повысить скорость обработки заказов, за счет автоматизации основных процессов оформления заказа.
Кроме того, оптовые покупатели постепенно уходят в онлайн. Уже сейчас 65% пересматривают свои отношения с текущими поставщиками и смотрят в сторону закупок на онлайн площадках. Перевод клиентов на заказы через интернет поможет компании увеличить долю рынка за счет дополнительных клиентов из интернета и отстроиться от конкурентов, у которых нет онлайн-канала продаж.