На платформе Битрикс создано много качественных корпоративных сайтов и интернет магазинов.
Закрытые B2B порталы, как правило не афишируются, т.к. разрабатываются для ограниченного круга пользователей. Поэтому примеры реализации не часто встречаются в сети в открытом доступе. Несколько из них вы сможете найти во вкладе "Реализованные сайты".
В этой статье мы взвесим основные “за” и “против” использования платформы 1С-Битрикс для разработки B2B-портала.
Битрикс для опта и розницы
В материале 7 ключевых функций в B2B портале для оптовых покупателей мы выяснили, что оптовые интернет магазины или, как их принято называть, B2B порталы, отличаются от розничных магазинов. Отличаются как по внешнему виду, так и по задачам, которые они выполняют.
Ключевых отличий несколько:
-
пользователь B2B портала может зарегистрироваться в системе сам и зарегистрировать в своём профиле несколько юридических лиц;
-
должна быть возможность для обмена электронными документами как при регистрации, так и в процессе работы;
-
у каждого пользователя системы могут быть свои цены;
-
в оптовой системе предпочтителен компактный вид списка товаров и карточка товара с технической информацией;
-
отбор товара для заказа может проходить с использованием нескольких корзин для разных юридических лиц;
-
заказ товара проходит не только через корзину, но и путем импорта из файла или текстового поля с указанием артикулов.
Рассмотрим отдельно каждый пункт на предмет его реализации в базовом функционале платформы 1С-Битрикс.
Регистрация и авторизация в Битрикс
Регистрация в интернет-магазине на Битрикс представляет собой простейшую форму, состоящую из нескольких полей: имя, фамилия, логин, пароль, email. Заполнив поля нажимаем кнопку Регистрация и приступаем к покупкам.
В ситуации, когда менеджер по закупкам работает для нескольких юридических лиц одновременно, необходима возможность добавления к профилю этих юридических лиц с возможностью переключения между ними. В базовом функционале этого нет и потребуется индивидуальная доработка. Ставим минус.
Форма регистрации пользователя в интернет-магазине на платформе 1С-Битрикс
Электронный документооборот в Битрикс
Существует облачный сервис для совместной работы компании - Битрикс24. В нем есть отличный модуль - Электронный документооборот. При корректной настройке интеграции с порталом и созданием правильных бизнес-процессов, можно автоматизировать большой блок работы с документами: выставление счетов, актов, формирование накладных.
В базовом функционале платформы 1С-Битрикс есть возможность формировать документы по заказу: счета, счета-фактуры, транспортные накладные и собирать другие документы. Причем весь процесс формирования документов можно автоматизировать. Ставим плюс.
Экран печати сопроводительных документов к заказу в Битрикс
Типы цен для разных клиентов в Битрикс
Базовый функционал редакции Бизнес предусматривает возможность создания неограниченного количества типов цен, например: Розница, Опт1, Опт2. Также можно создать неограниченное количество групп пользователей, например: VIP-клиенты, Розничные клиент, оптовые клиенты.
Каждой из таких групп можно назначить свой тип цены. Т.е. VIP-клиенты будут покупать по ценам Опт1, розничные по ценам Розница и т.д.
Когда на оптовом портале сотни и даже тысячи клиентов с индивидуальной ценой, то ручное управление ценами в таком случае будет невозможным. Потребуется автоматизация, но об этом в другом материале. Ставим условный плюс.
Внешний вид каталога
В отличие от функциональных возможностей платформы, которые “зашиты” в ядро, внешнее представление страниц в интернет магазине определяется его заказчиком и реализуется разработчиком. Здесь никаких ограничений нет. Что спроектировали и утвердили - то и должны получить в результате внедрения.
Нужно только помнить: список товаров в портале должен быть компактным, чтобы вмещать максимальное количество артикулов. Также в нем должен быть блок для поиска и подбора по параметрам.
В оптовой системе покупателю не нужны длинные описания. Достаточно разместить технические характеристики товара и некоторые файлы. Ставим плюс.
Внешний вид каталога в B2B системе
Мультикорзинность в Битриксе
При работе на B2B портале менеджера по закупкам для нескольких юридических лиц будет удобно формировать товары к заказы через разные корзины. Т.е. заказ для каждого юрлица формируется в отдельной корзины, чтобы не было путаницы.
Но мультикорзинности в базовом функционале 1С-Битрикс нет. Здесь потребуется его реализация. Ставим минус.
Несколько сценариев оформления заказа
В интернет магазинах, сделанных на Битриксе можно часто встретить модифицированные формы оформления заказа. Суть модификации сводится к тому, чтобы сократить базовую форму и упростить процесс оформления заказа.
Форма оформления заказа в платформе выглядит как на рисунке. Покупателю необходимо последовательно заполнить все поля, чтобы оформить заказ.
На оптовом портале должно быть как минимум три сценария оформления заказа:
-
набрать товары в заказ по одному из списка товаров через корзину
-
загрузка готового файла заказа в систему
-
указание в специальном текстовом поле списка артикулов и количества через запятую.
Как мы понимаем, только первый сценарий есть в системе. Остальные два потребуется реализовать дополнительно. Ставим условный минус.
Форма оформления заказа в интернет магазине на Битрикс
Коммуникация между продавцом и покупателем
Процесс взаимодействия между продавцом и покупателем на оптовом портале можно условно поделить на 2 группы:
- Обмен сообщениями в режиме он-лайн чата: вопросы по заказу, срокам поставки, времени загрузки транспорта и тд.
- Обмен и хранение обращений по заказу: рекламации, запрос документов и т.п.
Для обмена сообщениями подойдет любой мессенджер или контакт-центр при интеграции с сервисом Битрикс24.
Для второй группы вопросов в Битрикс есть отличный встроенный модуль, который называется Техподдержка. Он позволяет организовать на портале систему обращений посетителей к компании и качественно управлять этим процессом. Ставим плюс.
Внешний вид системы обращений на B2B портале 1С-Битрикс
Выводы
При рассмотрении ключевых функций оптового B2B портала через призму базового функционала платформы 1С-Битрикс мы делаем вывод, что 4 базовые функции реализованы разработчиками платформы и разворачиваются “из коробки”. Другие 3 важных инструмента B2B-системы функционалом Битрикс не предусмотрены, но могут быть реализованы отдельно.
Еще один критерий, который в материале не рассмотрен, но требует упоминания - это возможность интеграции платформы Битрикс при помощи встроенного модуля с учетной системой фирмы 1С. Поэтому большую часть рутинных операций можно автоматизировать путём выполнения синхронизации двух систем.
Учитывая вышеизложенное, систему 1С-Битрикс можно рекомендовать для создания B2B системы с оговоркой, что разработкой такой системы занимается квалифицированный разработчик с глубоким пониманием бизнес-процессов торговой компании и опытом создания подобных проектов.